Воскресенье, 21 сентября, 2025
RF liftingRF lifting
Домой Пластика тела 13 причин узнать правила баскетбола. Спектакль «13 первых правил баскетбола», театр «СТУДИЯ.project»

13 причин узнать правила баскетбола. Спектакль «13 первых правил баскетбола», театр «СТУДИЯ.project»

[ad_1]

Премьера нового спектакля театра «СТУДИЯ.project» состоялась 21 марта в театральном центре «Хитровка». Молодой режиссер Кирилл Заборихин смело взялся за современную, многословную и лексически-вызывающую пьесу белорусского драматурга и актера Дмитрия Богославского «13 первых правил баскетбола, сформулированные Джеймсом Нэйсмитом».

фото: Александра Дёма

Герои камерной драмы — близкие друзья, две семейные пары. Однажды вечером они собрались отпраздновать день рождения одного из мужей, тренера по баскетболу. Обычные дружеские посиделки превратились в полное вулканических страстей выяснение отношений, вскрывающее самые неприглядные стороны жизни каждого.

Это спектакль-истерика, которая нарастает с первых мгновений. В лицах сидящих за праздничным столом друзей сквозит яростное напряжение. Они давно были готовы к бою и вот, наконец, поле боя легло им под ноги.

фото: Александра Дёма

Это спектакль-нарыв, который вскрывается прямо на празднике. Хочется сказать — вскрывается неожиданно, но нет: все весьма ожидаемо. Каждый из четверки долго копил в себе причины для кровавой вендетты, разыгравшейся в день рождения тренера Володи (Василий Молодцов). Они уже давно и осмысленно совершали неблаговидные поступки, тайно вымещая друг на друге взаимные обиды. Если раньше их месть была тихой дамой, скрывающейся под вуалью приличий, то в этот решающий вечер все опустили забрало и ринулись в бой.

фото: Александра Дёма

Это спектакль-матч. Непрекращающийся стук баскетбольного мяча об пол задает ритм и атмосферу. Бодрый детский голос проговаривает правила игры, отмечая вбрасывания, паузы, тайм-ауты. Оказывается, любая жизнь ловко укладывается в правила баскетбола, только кто и когда их соблюдает безукоризненно?

Герои пьесы не просто нарушают правила, они каждым словом и действием разрушают игру, которую ведут. По очереди они вбрасывают в напряженный разговор свои обвинения и претензии, как подбрасывают дрова в печь. Огонь матча разгорается, каждый игрок реагирует, как умеет: Володя — кулаками, Игорь (Александр Мишунин) — оправданиями и тихой злостью, Валерика (Надежда Ларина) — внутренней истерикой, Инга (Алиса Ефремова-Лисичкина) — убийственным холодом.

фото: Александра Дёма

Это спектакль-мяч. Оранжевые баскетбольные мячи летают в непосредственной близости от зрителей. Они заменяют весь необходимый реквизит. Мяч как символ удара в самую болевую точку, как материализованное вбрасывание очередного упрека, как начало новой обвинительной речи.

Это спектакль-расплата. Плата за грехи, которые в современном обществе кажутся почти нормой, может оказаться чрезвычайно высокой.

фото: Александра Дёма

Это спектакль-бродячий сюжет о силе и слабости. О маленьком человеке и его долготерпении. О том, чем грозит переполнение сосуда терпения, о невозможности бесконечного и бесконтрольного унижения.

Это спектакль-перекрестный допрос. Вопросами, признаниями, страшными открытиями герои принуждают друг друга к правде, но принудительная правда может стать смертельно опасной.

Это спектакль-откровение. Открытое признание того, что мы преступно мало знаем о жизни наших самых близких. Походя, мы наносим обиды и оскорбления, не замечая, как рассыпается ценность годами взлелеянных отношений.

Это спектакль-любовь. Она прорывается трассирующими пулями жалости, отчаяния, внезапной заботы через стену лжи и озлобления, напоминая о том, что она была, что она еще жива и теплится угасающим огоньком в каждом из четверки игроков страшного матча.

Это спектакль-нелюбовь, потому что как прямые, так и перекрёстные отношения супружеских пар давно строятся на близости, как способе достижения целей. Любое партнерство должно играть на главное — заброс мяча в корзину.

Это спектакль-контраст диалогов и немоты. Герои жонглируют фразами, перекидывая их друг другу точными бросками, как игроки на поле. Обессилев от крика, они ведут долгие молчаливые диалоги глаза в глаза, и, растратив силу слова, продолжают «убивать» друг друга силой взгляда.

Это спектакль-вызов для актёра. На тесном пятачке сцены, почти вплотную к зрителям, в отсутствии декораций они обязаны работать точной эмоцией и «голым» актерским мастерством, опираясь исключительно на уверенную партнёрскую реакцию и крепкую режиссуру.

фото: Александра Дёма

Это спектакль-кладезь интересных и неожиданных режиссерских ходов, метафоричных разрешений ситуаций. К ярким творческим находкам подталкивает минимализм сценографических средств, который тоже можно обратить в свою пользу, когда креативное начало активно ищет выхода.

В студенческие годы Кирилл Заборихин поставил с этой же командой актеров замечательный спектакль «Мой Марат» по знаменитой пьесе Алексея Арбузова. Новая работа стала неожиданным развитием однажды затронутой темы, словно знакомые персонажи переместились почти на век вперед и попали в наше, зачастую циничное время, во многом лишенное той послевоенной хрупкости отношений, на которой построил свою пьесу Арбузов. Страшные метаморфозы произошли с его светлыми и великодушными героями, материализованными в сегодняшнем дне. Володя — это будто бы заматеревший и быковатый Марат. Игорь остался все тем же Леонидиком, растерявшим, однако внутреннее благородство и доведенным до безнадежного отчаяния. Трепетная Лика стала жесткой и холодной, как снежная королева Ингой.

фото: Александра Дёма

Вполне возможно, что в невыносимой концентрации ненависти и злобы в пьесе и на сцене закодирована некая хитрость. Не «нуар» ли это, всегда подразумевающий светлое комедийное начало? Не смеются ли над нами авторы, заталкивая в один час нашей жизни столько ужаса, брани и откровенной войны? Не путь ли это через тернии к звездам, через тьму к свету в конце тоннеля?

Похоже, так и есть. Режиссер решительно закольцовывает действие, доведенное до абсурда, и внезапно заливает крошечное пространство круговой сцены ясным радостным светом и непререкаемой очевидной верой в добро.

[ad_2]

Source link

RELATED ARTICLES
- Advertisment -

Most Popular

Recent Comments